Ещё в XVI веке на территории Лысково находился деревянный костел, когда эти земли принадлежали Матею Клочко. Клочко был знаковой фигурой в государственной жизни Великого княжества Литовского, занимая разнообразные высокие должности, включая маршалка господарского, воеводу витебского и старосту Жемайтии, а также принимая участие в дипломатических миссиях к московскому князю.
Как доехать до костела
- Расположение: Брестская область, Пружанский район, Лысково
- Расстояние: 255 км от Минска, 130 км от Бреста
- Координаты: 52.856329, 24.614700
История костела в Ласково
В 1527 году Мацей Клочко, будущий воевода витебский и староста жмудский, основал деревянный костёл в Лыскове, который в 1751 году был передан монахам-миссионерам маршалком Яном Быховцем. Между 1763 и 1785 годами на этом же месте монахи построили монастырь с каменным Троицким костёлом в стиле виленского барокко, к которому в 1818 году добавили башню. В 1841 году костёл стал приходским.
После восстания 1863 года, в 1866 году, костёл был перестроен в православную церковь с элементами классицизма по проекту архитектора Ф. Афанасьева. В 1880 году его крыша сгорела от молнии, после чего в 1883—1884 годах провели реставрацию под руководством губернского архитектора П. И. Золотарёва.
В 1921 году, уже в польский период, здание было возвращено католикам. Однако к 1950-м годам костёл разрушился и был официально закрыт в 1960 году, а церковная утварь переехала в ружанский костёл.
У костёла находится могила известного польского поэта и драматурга Францишека Карпиньского.
Архитектура костела
Считается, что в создании костёла участвовал Ян Самуэль Бекер, королевский архитектор Сапег и специалист в стиле барочного классицизма. Строение характеризуется высоким прямоугольным нефом, алтарной частью и боковыми каплицами с крестовыми сводами, формирующими почти квадратное основание. Трансепт и прилегающие помещения также покрыты крестовыми сводами.
Четырёхъярусная главная башня костёла не имеет прямых линий в плане, её углы укреплены многослойными пилястрами в сочетании с полуколоннами и волютами, придавая структуре дополнительную сложность. Башня делится на нижнюю часть и верхние уровни с помощью антаблемента.
Внутри, над входом располагаются узкие органные хоры, а основное пространство оформлено в зальном стиле. Декор интерьера включает ионические пилястры, между которыми размещены арки, сверху дополненные прямоугольными окнами. Колонны оформлены под мрамор. В одной из северных каплиц сохранились фрагменты одноцветной росписи в технике гризайль.