Дворец Румянцевых и Паскевичей — памятник архитектуры XVIII—XIX веков в стиле раннего классицизма, главная достопримечательность города Гомеля, композиционный центр Гомельского дворцово-паркового ансамбля, включающего, помимо дворца, городской парк, Петропавловский собор, часовню-усыпальницу.

История дворца Румянцевых-Паскевичей

Описание история дворца при Румянцевых

 

Гомельский Дворец был построен на месте деревянного замка, который построил последний гомельский староста Михаил Фредерик Чарторыйский из рода Чарторыйских.

10 июля 1775 года Екатерина Великая пожаловала гомельское староство графу Петру Александровичу Румянцеву и выделила из казны деньги на строительство дворца графа в Гомеле.

Работа над проектом дворца началась в 1777 году, строительство началось в 1785 году и завершилось в 1794 году. Автором проекта, был, возможно, Иван Старов, прославившийся строительством Таврического дворца и Троицкого собора Александро-Невской лавры. Среди авторов проекта также называют архитектора Юрия Фельтена, ученика Растрелли. Непосредственно процессом возведения дворца руководил архитектор Я. Н. Алексеев, а консультировал его Карл Бланк.

Одним из источников вдохновения для архитекторов была вилла Ротонда знаменитого итальянского архитектора Андреа Палладио.

Построенный дворец стал одним из ранних образцов русского палладианства. Он представлял собой компактное двухэтажное здание на высоком цоколе, завершённое в центре кубоподобным бельведером. Композиционным центром дворца стал квадратный зал с куполом.

Внешний декор дворца был целиком выполнен в стиле раннего классицизма. Главным украшением фасадов были портики коринфского ордера — четырёхколонный парадный и шестиколонный парковый. По всему периметру здания прямоугольные оконные проёмы, размещённые в два ряда, чередовались с пилястрами, что придавало дворцу величественную монументальность.

На высоком первом этаже располагались исключительно парадные помещения, на втором — жилые комнаты, а цокольный использовался для хозяйственных нужд и размещения прислуги.

После смерти Румянцева дворец унаследовал его сын — известный дипломат, государственный деятель и меценат Николай Румянцев.

Николай Петрович Румянцев пригласил из Англии архитектора Джона Кларка (John Clarke), который жил и работал в Гомеле с 1800 по 1826 годы. Кларк не только перестроил дворец Румянцева, но также реализовал проект Петропавловского собора, Никольского храма в Волотове и первой в России ланкастерской школы.

В ходе перепланировки и реконструкции дворца, которая прошла с 1800 по 1805 годы, Кларк соединил служебные флигели с главным зданием галереями, украшенными портиками ионического ордера.

Николай Румянцев хранил во дворце богатейшую коллекцию книг, которая после его смерти стала основой для создания Российской государственной библиотеки в Москве.

В 1826 году Николай Румянцев умер, и дворец перешёл второму сыну П. А. Румянцева — Сергею Петровичу Румянцеву, который в 1828 году отдал дворец в залог, а в 1834 — продал его в казну.

Описание истории дворца при Паскевичах

 

В 1834 году Гомельский дворец за 800 тысяч рублей был выкуплен известным русским полководцем И. Ф. Паскевичем. При нём в 1837—1851 годах под руководством польского архитектора Адама Идзковского была осуществлена реконструкция дворца и разбит великолепный парк.

Перестройку дворца Идзковский начал с флигелей. В северном флигеле был надстроен третий этаж, изменена внутренняя планировка, с фасада убраны портики ионического ордера. Южный флигель дворца был разобран до основания — на его месте Идзковский возвёл четырёхэтажную башню (с 1850 по 1851 годы). Башня высотой 32 метра имела часовой механизм на последнем этаже, а также веранду с балконом. Это сооружение, которое несколько выбивается из общей архитектуры здания, создавалось как личная резиденция Паскевича. Здесь располагалась библиотека хозяина дома, хранилась богатая коллекция произведений искусства.



Идзковский также внес изменения в архитектуру главного здания: были переделаны полукруглые окна бельведера, изменён фронтон выходящего на реку Сож семиколонного портика. Кроме того он пристроил к этому фасаду здания веранду. В ходе реконструкции на карнизах главного здания дворца и галерей были установлены статуи.

Работы по оформлению интерьеров дворца курировал итальянский архитектор Винценто Винценти.

В 1842—1922 годах на террасе парка дворца находился памятник князю Юзефу Понятовскому работы Бертиля Торвальдсена, предназначавшийся для Варшавы и вывезенный Паскевичем из крепости Модлин. В 1921 году после Рижского мирного договора, предусматривавшего возвращение Польше культурных ценностей, увезенных из неё после 1772 года, памятник был возвращён в Варшаву.

Последние владельцы усадьбы — сын фельдмаршала Федор Паскевич и его супруга Ирина. После отказа от предложения сына родственника Румянцевых графа Андрея Васильевича Рубана о покупке дворца за 150 мл. рублей[источник не указан 2506 дней] дворец был конфискован революцией и его коллекции стали основой созданного в 1919 году Гомельского областного краеведческого музея, а Ирина Паскевич была переселена в небольшую квартиру.

Гомельский Дворец-музей внутри сегодня

Пострадавший во время Великой Отечественной войны дворец был восстановлен после победы и в нём разместились музей и Дворец пионеров. Во второй половине 1990-х годов он был полностью передан музею.

В 1995 году было принято решение о проведении реставрационных работ, в результате которых были воссозданы интерьеры комнат дворца XVIII—XIX веков.

В 1996 году в парке напротив дворца был установлен памятник Николаю Румянцеву работы скульптора Н. А. Рыженкова На памятнике Румянцев запечатлён с планом перестройки города, на котором крестом отмечен будущий Петропавловский собор. Памятник украшает герб рода Румянцевых с девизом «Не только оружием».

В январе 2007 года на фронтоне дворца были установлены шесть античных скульптур, которые появились после реконструкции дворца при Иване Паскевиче, проведённой Адамом Идзковским, были убраны в январе 1856 года по приказу Фёдора Паскевича, а затем пропали в период войн. Скульптуры Еврипида, Афродиты, Афины, Ареса, Нимфы и Бахуса выполнены из мраморной крошки, белого цемента и кварцевого песка, весят 1000—1300 килограмм. Автор статуй — белорусский скульптор Виктор Смоляр.

Коллекция музея постоянно пополняется. В частности, в 2009 году музейную коллекцию пополнили около 2000 предметов.

Интересные факты Дворца Румянцевых-Паскевичей в Гомеле

  • В 2010 году во дворце открылись реставрационные мастерские.
  • Дворец в символике Беларуси.
  • Дворец на купюре 20 тысяч белорусских рублей 2000 г. выпуска.
  • Дворец на купюре 20 белорусских рублей 2009 г. выпуска.
  • Дворец на почтовой марке 2012 г. выпуска.
  • Изображение дворца размещено на купюре 20 тысяч белорусских рублей 2000 года выпуска.
  • Изображение дворца размещено на почтовой марке Беларуси номиналом 1000 белорусских рублей, выпущенной 2 марта 2012 года.
  • Изображение дворца размещено на купюре 20 белорусских рублей 2009 года выпуска.

Легенды и страшные рассказы о дворце Румянцевых-Паскевичей

1) Первая мистическая история начинается с появлением света от свечи в закрытой и пустой комнате Ирины Паскевич. Сторож рассказывал, что несколько раз видели этот эффект с улицы через окна, свет тусклый, словно от свечи. Объяснить происходящее рациональными доводами он не смогли. После каждой проверки в комнате свет был выключен.

2) Следующая мистическая история связана с башней дворца. Смотрители рассказывали о необычных случаях со столом, который за ночь сдвигался в разные места и сами собой переставлялись костяные слоники. Многие очевидцы неоднократно видели круглую тень в усыпальнице князей Паскевичей, которая двигалась по стене возле комнаты со столом.

3) Но самая странная и даже страшная история произошла с уборщицей Александрой, работавшей во дворце в 1980—1990-е годы. В восьмидесятых возле усыпальницы она обнаружила череп, занесла его внутрь, но на следующий день череп ждал ее у входа, история повторилась спустя сутки. В итоге Александра зарыла череп неподалеку. Возможно, за этими случаями стоят чьи-то шутки, а возможно, и сверхъестественные процессы.  

4) Следующая история про женский образ, который появляется в зеркале на первом этаже дворцовой башни. Люди впечатлительные сразу окрестили его призраком последней гомельской княгини Ирины Паскевич. Эта яркая женщина была супругой князя Федора Паскевича (сына известного генерал-фельдмаршала, Светлейшего князя Варшавского Ивана Паскевича). Происходила из российского рода Воронцовых-Дашковых.

Фото достопримечательностей парка

 

Дворец Румянцевых Паскевичей время работы в Гомеле

Центральная часть дворца и Башня работают и Грот:

Вторник - Пятница: 11.00 - 19.00,

Суббота и Воскресенье: 10.00-18.00

Понедельник: выходной.

Справки по телефону: +375 (232) 50-95-93, +375 (232) 50-96-91.

Цены на входные билеты и экскурсии

  • Дворец: центральная часть 1-го этажа и башня (постоянные исторические экспозиции): Учащиеся и студенты - 3 рубля, Взрослые и пенсионеры - 5 рублей.
  • Дворец: центральная часть (1,2 этаж),  Башня дворца (постоянные исторические экспозиции, некоммерческие выставки): Учащиеся и студенты - 3.50 рублей, Взрослые и пенсионеры - 5.50 рублей.
  • Дворец: экспозиции башни (постоянные исторические экспозиции): Учащиеся и студенты - 1.50 рубля, Взрослые и пенсионеры - 2 рублей.

Где находится Гомельский дворец Паскевичей

Адрес: Беларусь, Гомель 246050, пл. Ленина, 4

Координаты для навигатора: 52. 422052, 31. 016786

Официальный сайт http://www.palacegomel.by

Телефон для консультаций: +375 232 70-38-18

Расстояние от Минска до замка: 311 км или 3 часа 32 минуты.

Фото дворца Румянцевых-Паскевичей на карте

 

Ворков Александр Генадьевич

Путешествую по Беларуси более 15 лет и очень люблю свою страну. Решил показать вам всю красоту нашей Республики.

Медиа

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы ввели необходимую информацию (*) там, где указано. HTML-код не допускается.